МДОУ «Ряжский детский сад № 8»

Практикум для родителей "Развивающая музыкальная среда для детей"

Развивающая музыкальная среда для детей

Знакомы ли вам такая ситуация: вы все чаще замечаете, что ваш ребенок напевает, не упускает возможности поиграть на музыкальном инструменте, или начинает пританцовывать, услышав ритмичную музыку?
Первое, что приходит в голову: надо срочно учить малыша музыке! И вы абсолютно правы. Чем раньше ребенок войдет в волшебный мир звуков и мелодий — тем лучше для развития его музыкальных способностей. Каким же образом создать развивающею среду?
Прежде всего, музыкальная среда - это возможность общаться с музыкальными инструментами. Важно, чтобы музыкальные инструменты были с “живым” звуком. Именно вибрации живого звука дают почувствовать звук физически. И пожалуй, первым инструментом в этом ряду может быть собственный голос.

Какое интересное открытие делает ребенок, впервые почувствовав вибрацию собственного голоса. Где ее можно почувствовать?

У нас есть несколько вариантов игр с голосом:

  предложите своему ребенку положить ладошку к себе на шею — туда, где рождается звук — невидимый, но осязаемый;

  предложите согреть свой голос в ладошках: сложите ладони в замочек и почувствуйте теплое дыхание своего голоса;

  дайте ребенку листочек бумаги, приложите его к губам и почувствуйте, как вибрация голоса передается на бумагу.

Для развития слуха и навыков звукоизвлечения очень хорошо использовать металлофон или ксилофон.
Я предлагаю упражнение «Прогулка»:

«Наш молоточек пойдет гулять. И гулять он будет по металлофону. Представьте, что молоточек идет по лесенке и наступает на каждую ступеньку (взрослый  показывает). А теперь молоточку нужно спуститься обратно, но шагать он будет вниз, не пропуская ступеньки. А теперь пусть наш молоточек попрыгает по ступенькам. И молоточек катается с горы – вжих! И обратно на горку – вжих!

По ступенькам мы шагаем вверх, вверх, вверх.

И обратно мы шагаем вниз, вниз, вниз, вниз.

Будет прыгать молоточек вниз – вверх, вниз – вверх.

И на горке прокатились вжих, вжих, вжих.»

Что у нас получается:
— звук летит, только если правильно ударить по пластине;
— развиваем слух, определяя с закрытыми глазами направление движения: вверх или вниз;
— находим различные способы звукоизвлечения (быстро — резко, осторожно — вкрадчиво).

Струнные инструменты — бесценные помощники в формировании правильной мышечной работы и позиции в руке. В качестве «тренажера» могут служить такие инструменты как: гусли, гитара, скрипка, виолончель, а так же любая натянутая струна. Если у вас нет возможности предоставить ребенку акустический инструмент, сделайте его сами. Отлично звучат банковские резинки, натянутые на обувную коробку.
Что у нас получается:
— вырабатываем навык правильного звукоизвлечения;
— учимся брать и отпускать струну;
— тренируем слух, определяя низкие и высокие звуки;
— ищем интересные приемы звукоизвлечения: ногтем, медиатором, молоточком, смычком
по струнам, по корпусу.

Помогаем ребенку исследовать инструмент: будет здорово, если при знакомстве с роялем ребенок узнает элементы и догадается сам «как это устроено».

Духовые инструменты привлекают не только разнообразием тембров. Очевидная польза от игры на духовых инструментах – это развитие дыхательной системы.
Предложите малышу услышать, какая птичка живет в этом инструменте? Может быть такую диковинную птичку на свете еще никто не видывал?
Что мы получаем:
 - духовые инструменты развивают систему дыхания;
 - умение одновременно дуть и зажимать пальцами тренирует координацию;
 - умение контролировать силу дыхания и громкость звука.

Ударные инструменты - отличный помощник в развитии чувства ритма.
Традиционная игра: «Ритмическое эхо» («Постучи, как я»)
Что мы получаем:
 - навыки коммуникации — умение слушать “собеседника” и “понимать” его;
 - умение повторить “дословно” услышанное;
 - учимся различать длинные и короткие звуки;
 - тренируем память: запоминаем последовательности из длинных и коротких звуков.

Дерзайте, и у вас получится!

24 июля 2020 в 15:02

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.