МДОУ «Ряжский детский сад № 8»
|
«СОРОКИ — ПРИЛЕТ ПТИЦ» (сценарий фольклорного праздника для старших дошкольников)«СОРОКИ — ПРИЛЕТ ПТИЦ» (сценарий фольклорного праздника для старших дошкольников)
Предварительная работа: 1. Изготовление совместно с родителями поделки «жаворонок» для украшения деревьев на участке детского сада. 2. Беседа с детьми о значении старинных слов (коромысло и др.) 3. Рассказ о истории возникновения этого праздника с применением ИКТ: 22 марта на Руси издавна отмечали праздник «Жаворонки» — день встречи весны. Звался этот день «сороки», сорок сороков, сорок мучеников, сорок святых. Было поверье, что на «Сороки» прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На «Сороки» день с ночью равняется, наступает день весеннего равноденствия, и начинается настоящая весна. Праздник «Жаворонки» стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Рассказ по презентации Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел». Были народные приметы в чести: · «Сороки» теплые – сорок дней будут теплыми, и ранняя весна придет; · если же холодные «Сороки» – жди сорок холодных утренников. По традиции, к началу этого праздника, выпекали из теста вешних птичек: жаворонков, скворцов, куликов. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. ХОД ПРАЗДНИКА 1 вед: Если снег повсюду тает,
2 вед: Выходи, народ, за плетень, за огород – Солнышко встречать, мороз прогонять. Исполняется хоровод «Вот уж зимушка проходит»: 1. Вот уж зимушка проходит.
2. Снег и холод прочь уводит,
3. Встает солнышко пораньше,
4. Теплый луч на снег бросает,
5. Прощай, саночки, конечки,
Люли, люли, дружочки! – 2 раза 6. Прощай, зимушка-старушка,
(После исполнения дети садятся, под музыку появляется Сорока) Сорока: He сижу сама на месте, на хвосте несу я вести. Может, в них и мало прока, но на то я и Сорока. 1 вед: Ну, здравствуй, белобока. Мы тебя рады встретить, да приветить. Что за новости ты нам принесла? Сорока: Принесла такую весть – Скоро будет птиц – не счесть! Праздник Сороки приближается, Сорок птиц домой собираются! 2 вед: Сороки – праздник не простой. Этот день ещё называют днём весеннего равноденствия. В народе так говорили об этом дне: когда вода разольётся, когда лес зазеленится, когда день и ночь равняются, когда птицы прилетают, тогда и весна приходит. Именно в это время День и Ночь силами меряются, да равняются. И пока не станут они равны, не видать нам весны, не слыхать нам голосов птиц перелётных. Что ж, спасибо, тебе, Сорока, за новость! Присядь вместе с детьми, оставайся с нами на празднике! Под музыку появляются День и Ночь. День: Солнце в небе появилось, засветилось, покатилось, Посмотри в своё окно - всем на улице светло! Ночь: Ночью на небе луна, очень строгая она. У неё холодный свет, но не зря пришла она. Чтоб природа отдыхала, да покой ваш охраняла! 1 вед: Ах, гостьюшки дорогие, зачем пожаловали? День: А мы вот голоса ваши звонкие услышали и пожаловали. Ночь: Вы тут празднуете, каждый год всё одно и то же. А нас вот никто и не спрашивает – хотим мы равняться или нет? День: И то правда! Не хотим мы больше друг другу уступать. Я хочу целый день хозяйничать! Ночь: А вот и нет! Это я хочу, чтобы никакого дня вообще не было! Всё время ночь да ночь – сонное царство. Тишина! 2 вед: А вы, ребятишки, как думаете, что важнее - День или Ночь? (ответы детей) А вот я думаю, День и Ночь надо помирить, уравнять, да порядок восстановить! Попробуем это сделать? Дети: Да! 1 вед: Есть у нас средство старинное, а называется оно коромысло. Помирить наших гостей можно, если равновесие навести. Мы должны постараться, ведь от нас сейчас всё зависит - наступит ли весна, прилетят ли птицы перелётные, запоют ли песни звонкие. Проходите, День и Ночь, садитесь. День и Ночь садятся возле коромысла, установленного на стойку (???) по разные стороны. 2 вед: Зимой ночь длинная, а день короткий. Нужно их уравнять, чтобы встречу весны начать. Ну, приступаем! Дети берут заранее приготовленные шарики-грузила, по очереди опускают их в вёдра на коромысле, проговаривая каждый свою пословицу или поговорку: Пословицы и поговорки: 1. Зимой солнце сквозь слёзы смеётся. 2. Снег на полях - хлеб в закромах. 3. Зима не лето, в шубу одета. 4. Летом заяц серый, а зимой белый. 5. Снег холодный, а от стужи укрывает. 6. Мороз не велик, да стоять не велит. 7. Зимой съел бы грибок, да снег глубок. 8. В зимней шубке и морозы шутка. 9. В зимний холод всякий молод. 10. Зимой снег лежал, а весной побежал. 11. Коли грач прилетел, через месяц снег сойдёт. 12. Зимний лёд толст, а весенний прост. 13. Весной посеешь в срок - урожай будет высок. 14. Потрудись весной - сытым будешь зимой. 15. Когда в речке ледоход - щука на нерест идёт. 16. Прилетел скворец - зиме конец. 1 вед: Равновесие на коромысле восстановилось. Ай, да молодцы! Какое дело полезное сделали! Ты, Ночь, не обижайся, что пришлось тебе права свои уступить, таков уж закон природы. А чтобы тебе грустно не было, становись с нами, да сыграй на инструментах народных. Шумовой оркестр День: А теперь мой черёд! А ну-ка выходи, честной народ, да исполни хоровод. Исполняется «Весенний хоровод»: 1. Согревайте скорей землю, солнышка лучи! Прилетайте скорей в свои гнёздышки, грачи! Припев: А мы песенку споём, хоровод заведём.(2 раза) 2. Расцветайте скорей, все цветочки на лугах! Поспевайте скорей, вкусны ягодки в лесах! Припев: тот же 2 вед: А сейчас гостей мы позабавим, в игры поиграем. Музыкальная игра «Лавата» 1 вед: А теперь пришло время проверить ваше внимание. Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. Прилетели птицы: голуби, куницы. Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, совы и ватрушки. 2 вед: Ой ребята, кажется мне, что кого-то у нас не хватает. Праздник-то как называется? Прилёт птиц! Вот и давайте птиц встречать, да зазывать! А какая птичка весной первая из тёплых краёв возвращается, мы узнаем из стихотворения, которое нам прочитает Полина. Реб: Тихо раннею порой после тёплой ночи, Вдруг над самой головой зазвенел звоночек! Весь в потоках света, в дымке синеватой, Солнцем обогретый, маленький, крылатый! Поднимается в зенит и звенит, звенит, звенит. Кто это? Дети: Жаворонок! 1 вед: А теперь позовём жавороночков по-старинному! Закличка «Жаворонушки»: произносится речитативом - все Жаворонушки, вы слетайтеся! Вы в края свои родные собирайтеся! Люту Зиму, да студёну, уносите! А Весну Красну нам принесите! Исполняется песня-закличка: Ой, кулики, жавороночки, Прилетайте к нам в ладоночки. Летел кулик из-за моря, Принес кулик девять замков. Кулик, кулик, замыкай зиму, Отворяй весну, тепло летичко. 2 вед: Нет, не летят к нам жаворонки! А ведь пока они не прилетят, весна-то и не начнётся! Что же нам делать? Придумала… Давайте сейчас возьмём птиц, которых вы сделали дома с родителями, и выйдем на улицу, чтобы украсить на своём участке деревья и громко скажем: «Птицы, прилетайте! Весну встречайте!» Птицы увидят красивых птичек, прилетят к нам и принесут на своих крыльях долгожданное тепло. Дети идут на улицу и выполняют задуманное.
1. 1 ведущий – 2. 2 ведущий – 3. Сорока – 4. День – 5. Ночь - Репертуар: 1. Хоровод «Вот уж зимушка проходит» - все 2. Шумовой оркестр – подготовительная группа 3. Весенний хоровод – старшая группа 4. Музыкальная игра «Лавата» - все 5. Песня-закличка Атрибуты: 1. Костюмы и маски персонажам 2. Коромысло на стойке, 2 ведёрка, шарики-грузила – 16 штук 3. Инструменты для оркестра 4. Поделки «Жаворонки» для украшения деревьев на участке д.с. 25 марта 2020 в 11:19
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.