МДОУ «Ряжский детский сад № 8»
|
Семинар "Обеспечение условий безопасности и комфорта в ДОУ"Цель:повышение профессиональной компетентности сотрудников при обеспечении условий безопасности и комфорта в ДОУ, используя разнообразные формы и методы работы. Задачи: Ознакомление сотрудников с инновационнымитехнологиями и методами, применяемыми в организации безопасностижизнедеятельности воспитанников; Активизация знаний сотрудников ДОУ по проблеме; Обучение сотрудников общению, выработке единого мнения в коллективе. Жизнедеятельностьчеловека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в своюочередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасностижизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важныхпроблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой моментможет оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Техногенныеи экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, ростпреступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остросказываются на детях. Такиеособенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении илюбознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют егонаибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемнойситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своимфизиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меруопасности. Специалистами разных научных направлений отмечается, чтоформирование ответственного отношения человека к своей безопасности должнопроходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно сдошкольного возраста. Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируетсячеловеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности издорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только втом, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его квстрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Периоддошкольного детства характеризуется нарастанием у детей двигательной активностии увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышеннойлюбопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят квозникновению травмоопасных ситуаций, поскольку реакции детей по сравнению свзрослыми замедленные, они гораздо позже могут правильно отреагировать навозникшую опасность Не случайно,в федеральных государственных требованиях к структуре основнойобщеобразовательной программы дошкольного образования безопасностьжизнедеятельности детей выделена в отдельную образовательную область. «Безопасность» — это область образования детей дошкольноговозраста, содержание которой, направленона достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формированияпредпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) черезрешения задач: -формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природыситуациях и способах поведения в них; - приобщениек правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; - передачудетям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода ипассажира транспортного средства; -формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным длячеловека и окружающего мира природы ситуациям. В основнойобразовательной программе «От рождении до школы» образовательная область«Безопасность» содержит 4 основных раздела: · Бережем своё здоровье · Безопасный отдых на природе · Безопасность на дорогах · Безопасность собственной жизнедеятельности
При реализации этих целей и задачобязательно соблюдается возрастной принцип. Одно и тоже содержание по теме используется для работы в разных возрастных группахс большим или меньшим наполнением и каждый воспитатель подбирает методы, соответствующие возрастным особенностям. Кромеосновной образовательной программы «От рождения до школы», мы также пользуемся программой «Основы безопасности детейдошкольного возраста» под редакцией Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина –это программа парциальная. Обучениенавыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образужизни можно разделить на два периода. Первый — это дети 3—5 лет (младшая исредняя группа), второй — дети 5—7 лет (старшая и подготовительная группа). Первыйпериод — это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детейнаблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность.Осуществление работы с детьми данного возрастного периода должно бытьнаправлено на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в опасныхситуациях. Ребёнок 4—5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, повозможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать,коротко и точно сообщить необходимую информацию. Говоря овтором периоде, то есть о детях 5—7 лет, следует сказать об изменениипсихологической позиции детей в этом возрасте: они впервые начинают ощущатьсебя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередьсвидетельствует о том, что такие дети уже могут осознано отвечать за своипоступки, контролировать своё поведение, а также других детей и людей в целом.Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученныхзнаний во время первого возрастного периода, а так же применением этих знаний вповседневной жизни. Работа,направленная на освоение ребенком правил безопасного поведения должнаосуществляться ступенчато: сначала важно заинтересовать детей вопросамибезопасности; затем необходимо постепенно вводить правила безопасности в жизньдетей, показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях; упражнятьдошкольников в умении применять эти правила. Какотмечают многие исследователи, занимающиеся проблемами безопасности, главнойособенностью в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детейдошкольного возраста является то, что при знакомстве детей с правиламибезопасности очень важно делать акцент на формирование у них определённоймодели поведения, которая в сочетании с рассмотренными выше механизмом инаправлениями способствуют наиболее эффективному усвоению детьми знаний инавыков безопасности жизнедеятельности: · предвидеть опасность · уметь принять меры во избежание опасности · уметь обращаться за помощью к другим · уметь действовать так, чтобы обеспечитьсвою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях. Формированиеоснов безопасности жизнедеятельности у дошкольников начинается с создания и обогащения предметно-развивающейсреды в группе. Организовывать ее так, чтобы детям было интересно и комфортноизучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного роданеприятностей. В групповых помещениях можно создавать «Уголок безопасности», в оснащении которого можно подбирать и разрабатывать дидактическиеигры и пособия по формированию у дошкольников основ безопасности. Ониспособствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерахпредосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях. Кроме того можно Широко использовать:
- произведения детскойхудожественной литературы. Особенность дошкольников такова, что они не любят строгие назидания,нравоучения и предупреждения. Более эффективный способ воздействияна них – художественное слово. Оно активизирует детскую память, внимание,представления. С различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границыих собственного опыта, дети знакомятся через загадки, стихотворения, поговорки,сказки, рассказы.. Можно использовать примеры из знакомых сказок и литературныхпроизведений (например, злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинуласьдоброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в "Сказке о мертвойцаревне и о семи богатырях" А. С. Пушкина. Золушка была одета в лохмотья,испачкана сажей и золой, но была доброй. Чудище в "Аленьком цветочке"оказалось добрым заколдованным принцем). Примеры безопасного поведениялитературных героев дети вначале с помощью воспитателя, а затем самостоятельнопереносят в свои игры, изобразительную деятельность, спортивные соревнования
- наиболее эффективной формойознакомления дошкольников с основами безопасности является игра. Разнообразныепо содержанию и форме игры вводят ребёнка в круг реальных жизненных явлений,обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний,способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.
Использоватьможно словесные, театрализованные, сюжетные, а также дидактические игры;понятным идоступным для дошкольника видом деятельности является игра-драматизация.Театральное действие наиболее эффективный метод эмоционального и нравственноговоспитания. Оно пробуждает в дошкольнике чувствосопереживания, возмущения против несправедливости, желание помочь,защитить слабого. Через восприятие сказочных , театральных героев дети учатсяанализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки. - ежедневные «минутки безопасности»,включаемые в различные занятия и другие режимные процессы. - примерыиз личного опыта и пример правильного безопасного поведения окружающих взрослых;
- организацию встреч с представителямиэкстремальных и социальных служб (врачами, медсестрами,милиционерами, пожарниками и т.п.). - показ детям последствий неправильногоповедения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом и т.п.)с помощью иллюстраций. Эффективная форма работы по основам безопасности жизнедеятельности детей– игровой тренинг. Он даёт возможность каждому ребёнку побывать в ситуациях,подобных жизненным, самостоятельно или с помощью группы найти правильноерешение, выработать правильный алгоритм поведения. Ход каждого игрового – тренингаопределяется возможностями детей, уровнем их подготовленности. Круг вопросов,который предлагается для решения, может быть следующим: Какие правила обязан соблюдать пешеход? Как следует вести себя, если заблудился на улице, в магазине, на рынке,вокзале? Как обратиться за помощью к милиционеру? Прохожим? Как защитить себя от назойливого незнакомца? Что делать, когда порезал палец? И др. На тренингах следует рассмотреть и обсудить возможные ситуациинасильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки,затаскивает в машину) и объяснить детям, как следует вести себя в подобныхситуациях. Дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь ипривлекая внимание окружающих: "На помощь, помогите, чужой человек".Цель педагога - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных всебе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и неспутали его с обычными детскими капризами. Входе тренингов необходимо отрабатывать защитноеповедение.
В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка -научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочьребёнку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском. Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётсяприоритетом в работе каждого учреждения дошкольногообразования. Очень важно осуществлять планомерную, целенаправленнуюработу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения. Детский сад создаёт безопасные и безвредные условия для развития,воспитания и обучения детей; формирует у них гигиенические навыки и способыздорового образа жизни, нормы безопасного поведения. Работа по обучению безопасному поведению должна вестись с учётом основныхправил: Не ограничиваться только обучением дошкольников нормам и правиламповедения. Необходимо учить их наблюдательности, умению ориентироваться ибыстро реагировать в экстремальных ситуациях. Максимальный эффект достигается лишь тогда, когда работа осуществляется втрёх направлениях: дошкольное учреждение – ребёнок – родители. Следует учитывать особенности детской психики, повышеннуювпечатлительность детей. Недопустимо акцентировать их внимание только настрашных последствиях пожаров, наводнений. Такой подход может травмироватьпсихику ребёнка, привести к тревожности, страхам, стрессам, и даже стойкимневрозам. Большое значение имеет и психологическая готовность детей к восприятию соответствующейинформации о безопасности и к практическим действиям в чрезвычайных ситуациях.Работая с дошкольниками, важно использовать свойственные им «возрастныестрахи», сопряжённые с высокой эмоциональностью, малым жизненным опытом ибогатой фантазией. Углубляя знания детей об окружающем, мы формируем у нихготовность к ситуациям, в которых они могут оказаться. Задача педагогов и родителей познакомить детей с нормами безопасногоповедения, сформулировать необходимые навыки с учётом возраста. Образовательная деятельность такая как «Безопасность» должна быть интегрированной и соединять разныенаправления:
ознакомление с окружающей средой, валеолого-экологическую культуру,физическое развитие, изобразительное искусство. Чтобы обезопасить ребёнка от нежелательных ситуаций, недостаточнозапретить ему дотрагиваться до потенциально опасных предметов или простопрятать их от него. Необходимо расширять представления дошкольников об этихпредметах, о несущих угрозу явлениях и ситуациях, научить их правильнопользоваться бытовыми приборами в присутствии взрослых. Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не толькона улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей илизнакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомогочеловека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как ихзовут, и действует якобы от их имени. Целесообразно разыграть разные ситуации: ребенок дома один; ребенок домас друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренингследует включить разного рода "уговоры", привлекательные обещания.Возможные реальные ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочнымисюжетами, например "Волк и семеро козлят". Эффективной формой подачи знаний является физкультурно-оздоровительнаяработа: организация дней здоровья, спортивных игр, развлечений. Ребёнокстановится сам участником действия, что способствует формированию конкретныхумений. При планировании иорганизации работы по ОБЖ необходимо соблюдать следующие принципы: · принцип полноты:содержание программы по ОБЖ должно быть реализовано по всем направлениям. Есликакое-нибудь направление выпадает, то дети оказываются не защищёнными отпредставленных в нём определённых источников опасности. · принцип системности: работа должна проводитьсясистематически весь учебный год при гибком распределении материала в течениедня. Специально организованные занятия проводятся в первую половину дня. Чтокасается игры, театрализованной и других видов нерегламентированнойдеятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, таки во второй половине дня. Можно выбрать определённый день недели, можноработать тематическими циклами. · принцип сезонности: следует, по возможности, использоватьместные условия. · принцип интеграции: содержание работы по ОБЖ должносоединять разные направления: изобразительную, театрализованную деятельность,ознакомление с окружающим, экологическое, физическое воспитание, а такженерегламентированные виды деятельности и отдельные режимныемоменты. Необходимо использовать разнообразные формы работы (какспециально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимныемоменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры). Инымисловами, работа по ОБЖ не должна быть искусственной надстройкой, её необходимоестественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс. · принцип преемственности взаимодействия с ребёнком вусловиях дошкольного учреждения и семьи. Основные направления работы по ОБЖдолжны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы сребёнком на конкретные предложенные воспитателем темы, но и выступать активнымиучастниками педагогического процесса Самоеглавное в формировании основ безопасности жизнедеятельности дошкольников –здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мызабываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека нажизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровьюзачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечьсебя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниямиоснов безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессевоспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности ихжизнедеятельности является актуальной педагогической задачей. 1. Разминка. Команда «Спасатели» 1. При поступлениина работу воспитатель должен пройти предварительный медицинский осмотр и обязательно …. (инструктаж) 2. О каждомнесчастном случае в учреждении воспитатель после оказания первой доврачебнойпомощи пострадавшему должен сообщить (руководителю учреждения, родителямребенка и другим лицам) 3. На этом размещаютогнетушители, багры, топоры, ведра. Рядом устанавливается ящик с песком илопатами (пожарные щиты) 4. Местопервоначального возникновения пожара (очаг пожара)
Команда «Пожарные» 1. Кто несетперсональную ответственность за здоровье и безопасность детей во времянахождения в ДОУ при проведении всех режимных моментов (воспитатель) 2. Наиболеераспространенное огнетушащее вещество для борьбы с загораниями и пожарами, чтообусловлено ее доступностью, низкой стоимостью, высокой теплоемкостью (вода) 3. Устройство, прикотором принцип огнетушащего действия хладонов основан на снижении объемногосодержания кислорода в газовой среде (огнетушитель) 4. Неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровьюграждан, интересам общества и государства (пожар)
2 задание «Верно - не верно»- команда должна либо подтвердить,либо опровергнуть высказывание, поясняя ответ Команда «Спасатели» Профессия пожарных считается героической.Героев награждают медалями “За отвагу”, “За спасение погибавших”; орденомМужества, “За заслуги перед Отечеством” (верно) Для прекращения горения необходимовыполнить хотя бы одно из условий, например, прекратить поступление окислителя(кислорода воздуха) (верно) Чаще всего люди на пожарах гибнут от огняи высокой температуры, а не из-за понижения концентрации кислорода в воздухе иотравления токсичными продуктами горения (не верно) Дым опасен не только содержащимися в немтоксичными веществами, но и снижением видимости (верно) Детям разрешается пользоваться без вашегонадзора огнем (спичками, свечами, бенгальскими огнями, петардами и проч.) (неверно) При запахе газа нужно прекратитьпользоваться газовыми приборами (верно)
Команда «Пожарные» Основные причины пожаров: неосторожное обращениес огнем; возгорание нагревательных приборов, телевизоров, электропроводки;неправильное устройство печей, дымоходов; шалости детей с огнем; неумелоеобращение с газовыми приборами (верно) При возникновении пожара необходимооткрыть все форточки и окна с целью доступа кислорода в помещение (не верно) Горение возникает при наличии трехобязательных составляющих: горючего вещества, окислителя и источника зажигания(верно) Признаки неисправности электропроводки:горячие электрические вилки, звук потрескивания в розетках, запах горящейрезины (верно) Обнаружение места утечки газа изгазопроводов, баллонов или газовых приборов производится специалистами только спомощью кисломолочного раствора (не верно) (мыльного - пены). Нельзя вешать в непосредственной близостиот плиты полотенца, прихватки, занавески; складывать рядом бумажные пакеты икоробки (верно)
3 задание «Пословицы, поговорки» - найдите среди пословиц и поговорокте, которые можно сравнить с правилами пожарной безопасности
Команда «Спасатели» 13 сентября 2019 в 11:16
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.