МДОУ «Ряжский детский сад № 8»

Конспект открытого занятия подготовительной группы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Ряжский детский сад № 8».

 

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по изодеятельности с использованием ИКТ.

Тема: Декоративное рисование по мотивам дымковской игрушки

(лепная барышня), с использованием методов и форм нетрадиционного рисования.

Воспитатель: Тарасова О.В.

г. Ряжск 2017 г.

Цель: Познакомить воспитанников с традициями в росписи дымковской игрушки.

Задачи: Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок – украшать элементами декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами).

Совершенствовать технику нетрадиционного рисования- методом тычка (ватными палочками и бумажными трубочками) и метод примакивание (паралоновой губкой).

Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.

Материалы: Вылепленные из соленого теста барышни, гуашевые краски, ватные палочки и бумажные трубочки, паралоновые губки, салфетки.

Ход занятия:

 Воспитатель спрашивает у детей: любят ли они путешествовать и предлагает отправиться в занимательное путешествие. Просит детей взяться за руки и закрыть глаза. Звучит музыка на экране появляется изображения Дымково.

 В начале ребенок читает стихотворение:

В Дымкове, за Вяткою-рекою

Драгоценный продолжая труд

Не ища на старости покоя

Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина.

Пароходный движется дымок.

На столе еще сырая глина,

Грубый, неоформленный комок.

За своей работою старушка

На скамейке низенькой сидит.

Глиняную вятскую игрушку

Лепит…, нет не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!

Вся поет, бесхитростно-светла,

И видна в ней радость молодая,

Ставшего искусством ремесла.

Воспитатель рассказывает детям: с высокого берега реки Вятки, на котором издавна стоял город Вятка (сейчас он называется Киров), видно село Дымково. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали-«дымковская». В начале были только свистульки. Всю зиму мастерицы лепили их для ярмарки. И вот весной оглашается свистом вся округа. Существует легенда, что однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети получили по глиняной игрушке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. От свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали птицы. Кочевники решили, что их окружают дружины, подоспевшие вятичам на выручку, в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой праздник – свистунью – 1 марта. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек.

Затем ребенок читает стихотворение:

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей.

В ней нету света дымного, а есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги, от капельки росы.

В ней что-то есть от радости гремучей, как басы.

На экране появляется игрушка-барышня и другой ребенок читает стихотворение:

 Посмотрите, как хороша эта девица-душа.

 Щечки алые горят, удивительный наряд,

 Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Воспитатель продолжает свой рассказ: В дымковских игрушках преобладает белый цвет. Как вы думаете, почему?

                          ( Дети предлагают свои варианты ответа )

Воспитатель: Игрушки делают из местной красной глины, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Но потом эти плавные фигурки выбеливают мелом, разведенном на снятом молоке, а краски растирают и растворяют на яичном желтке. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и до лепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают, для придания изделию ровной поверхности. Дымковская игрушка – искусство рукотворное. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственная.

   А какими цветами мастера расписывали по белому?

                               (Ответы детей)

Ребенокчитает:

Ну, а яркие цвета в дымке любят все друзья.

Красный, синий, голубой любим, тоже, мы с тобой.

Желтый выбираем, зеленый не забываем.

Ритмично узор располагаем, элементы узора повторяем.

Круги, овалы и точки получаются необычные строчки.

На экране появляются образцы элементов дымковской росписи.

 Воспитатель: Посмотрите на разнообразие узоров. По форме узоры простые и незамысловаты. Полоски, клеточки, волнистые линии, круги, колечки, точки. Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особый смысл:

          круги означали солнце;

          волнистые линии – воду;

          маленькие кружочки – семена.

Также представленные узоры означали росточки, засеянное поле. Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.

Проводится дидактическая игра «Укрась барышню дымковским узором»

Физкультминутка:

 

За руки друзей берем вместе хоровод ведем (идти по кругу)

А веселый каблучок цок по полу цок, цок, цок (поворот в круг, ножки на каблучок)

За руки друзей берем, вместе хоровод ведем (идти по кругу)

Прыгай, прыгай веселей прыгай ножек не жалей (подпрыгивать на месте)

Гляньте пальчики у нас тоже все пустились в пляс (движение фанарики)

И опять идет, идет наш веселый хоровод (идти по кругу)Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами тоже попробуем расписать игрушки. Каждый из вас будет в роли мастера дымковского промысла. Мы с вами приготовили заготовки из теста – это дымковские барышни. И сегодня мы их будем наряжать, то есть расписывать.

   Но сначала давайте вспомним, какие краски используют мастера при росписи дымковских игрушек?

(Красный, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, черный)

- Какие элементы входят в дымковский узор?

 (Полоски, клеточки, волнистые линии, круги, колечки, точки)

  А сейчас я приглашаю всех в нашу художественную мастерскую, где вас ждут игрушки. Я предлагаю подумать немного о том, каким узором вы распишете свою барыню. (Даю детям возможность обдумать предстоящую работу). Подумали, а теперь приступайте к рисованию: полоски и точки мы рисуем ватными палочками, круги делаем тычками. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не забывайте поворачивать игрушку, чтобы видеть барышню со всех сторон.

               ( Дети начинают роспись поэтапно, воспитатель помогает )

Воспитатель: Ребята, посмотрите  какие  красивые  дымковские барышни  у Вас получились,  значит вы самые настоящие мастера.

   Ребята, вам понравилось в царстве Дымковских игрушек?

(Ответы детей)

- Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы еще раз встретились с дымковскими игрушками, побывали дымковскими мастерами и, вы очень хорошо справились с этой работой. Молодцы!

 

22 марта 2017 в 14:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.