МДОУ «Ряжский детский сад № 8»

Доклад к семинару старшего воспитателя

 Доклад  по теме :» Роль ИКТ в организации

воспитательно- образовательного

процесса в доу»

 

 

Цель:

· познакомить коллег с методами и приемами использования информационно коммуникационных технологий;

· формировать желание коллег оценивать уровень интеграции своей педагогической деятельности в информационную образовательную среду, анализировать возможности ИКТ;

· выбирать и использовать инструменты ИКТ, электронные образовательные ресурсы в соответствии с задачами своей профессиональной педагогической деятельности.

Задачи:

· ознакомить с основными нормами ИКТ для реализации интеграции и внедрения информационных технологий в процессы воспитания и обучения;

· сформировать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов, обусловливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка;

· обобщение знаний требования ФГОСТ, регламентирующих профессиональную педагогическую деятельность в условиях ИКТ;

· довести информацию о соответствующих санитарные правила и нормы (СанПиН).

Значимость:

· материал будет полезен педагогическим работникам для активизации использования информационно – коммуникативные технологии в работе с детьми.

Ожидаемые результаты:

· повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.

· реализация личностно- профессионального роста педагогов.

· активно используют информационные технологии в образовательном процессе;

 Актуальность проблемы

 В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования.

Сегодня много говорят о необходимости внедрения инновационных технологий. В образовании инновационные технологии призваны, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.

Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.

В настоящее время многие педагоги в своей практике активно применяют информационно-коммуникационные технологии - технологии доступа к различным информационным источникам, помогающим в решении многих задач: в воспитательно – образовательной, коррекционно-развивающей работе с детьми, работе с педагогами, родителями и, наконец, в саморазвитии.

 При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения  ИКТ.

 По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на: 

· использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;

· использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;

· использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

    Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:

· привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

· делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

· формировать информационную культуру у детей;

· активизировать познавательный интерес;

· реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

· дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;

· активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

     В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий:

· Компьютер

· Мультимедийный проектор

· Принтер

· Видеомагнитофон, DVD плейер

· Телевизор

· Магнитофон

· Фотоаппарат

· Видеокамера

· Электронные доски

 Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем:
• При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на  состояние психического и физического здоровья, искусственная «аутизация» и отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости.
• При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.
• Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.

 Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:

· позволяют увеличить на занятии количество иллюстративного материала;

· использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

· одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;

· при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;

· с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.).

 Между тем, не стоит забывать при внедрении ИКТ в образовательный процесс и о взаимодействии с родителями.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на ведение детей в пространство культуры,  постижение ее ценностей и смыслов.

Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:

· минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;

· возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

· обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;

· оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

· рост объема информации;

· обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);

· оперативное получение информации;

· расширение информационных потоков;

· создание электронных газет, журналов;

· на родительских собраниях, можно показать в презентации фото различных видов деятельности детей, видеоматериалы и проводить различные консультации с наглядностью;

· онлайнсультации специалистов для родителей;

· дистанционное обучение для часто болеющих детей.

Правила и нормы СанПин при использовании информационно – коммуникативных технологий.

По требованиям СанПин  занятия с использованием компьютера предполагают для детей 5лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут. Но если  использовать компьютер только в качестве экрана, то позволяется  при необходимости увеличивать занятие на 5 минут, но с обязательной сменой деятельности и физминуткой. В конце занятия обязательно проводится гимнастика для глаз.

Конечно, обязательно проветривание помещения до и после занятия.

Занятия с использованием ИКТ проводятся не более 2 – 3 раз в неделю, все занятия проводятся с подгруппой детей. СанПин нам определяет размер экрана 28 дюймов или от 69 см (для всей группы).

 Вывод: Таким образом, использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя может дать возможность  внедрять инновационные процессы в дошкольное образование, информационные технологии значительно расширят возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Возможности использования современного компьютера позволят наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Использование компьютера в ДОУ может вполне оправдать и принести большую пользу для развития всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя. Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое   ведет к росту их достижений, ключевых компетентностей. В этот процесс вовлекаются и  родители - начинают активнее участвовать в групповых проектах.

22 марта 2017 в 14:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.